gluc_smisila2 (mvolcoff) wrote,
gluc_smisila2
mvolcoff

Categories:

Еврейская история: -из Испании –в Америку

Оригинал взят у gluc_smisila в Еврейская история: -из Испании –в Америку
(ничего личного – просто история для любопытных)

Рефератик

Рефератик№2.-(натыркано по просторам ИНЕТа...)
Еврейская история: -из Испании –в Америку
( (с)...глобализация идет со времен изгнания евреев из Испании и открытия ими Нового Света – с 1492 года...)

–данные-из инета...-отовсюду понемногу:))))
Положение евреев. В 12–13 вв.

.....христиане с терпимостью относились к еврейской и исламской культуре. Но к концу 13 в. и на протяжении 14 в. их мирное сосуществование было нарушено. Растущая волна антисемитизма достигла пика во время массовой резни евреев в 1391.
Хотя в 13 в. евреи составляли менее 2% населения Испании, они играли важную роль в материальной и духовной жизни общества. Тем не менее евреи жили обособленно от христианского населения, в собственных общинах с синагогами и кошерными лавками. Сегрегации способствовали христианские власти, предписывавшие выделять евреям в городах особые кварталы – альхама. Например, в городе Херес-де-ла-Фронтера еврейский квартал был отделен стеной с воротами.
Еврейским общинам предоставлялась значительная самостоятельность в управлении собственными делами. В среде евреев, как и в среде горожан-христиан, постепенно выделялись зажиточные семьи, приобретавшие большое влияние. Несмотря на политические, социальные и экономические ограничения, еврейские ученые внесли большой вклад в развитие испанского общества и культуры. Благодаря прекрасному знанию иностранных языков они выполняли дипломатические поручения и христиан, и мусульман. Евреи сыграли ключевую роль в распространении достижений греческих и арабских ученых в Испании и других странах Западной Европы.
Тем не менее в конце 14 – начале 15 вв. евреи подвергались жестоким преследованиям. Многие были насильственно обращены в христианство, превратившись в конверсос. Однако конверсос часто оставались жить в городских еврейских общинах и продолжали заниматься традиционными для евреев занятиями. Ситуация осложнялась и тем, что немало конверсос, разбогатев, проникли в среду олигархии таких городов, как Бургос, Толедо, Севилья и Кордова, а также заняли важные посты в королевской администрации.
В 1478 была учреждена испанская инквизиция во главе с Томасом де Торквемадой. В первую очередь она обратила внимание на евреев и мусульман, принявших христианскую веру. От них пытками добивались «признания» в ереси, после чего обычно казнили через сожжение. В 1492 все некрещеные евреи были изгнаны из Испании: почти 200 тыс. человек эмигрировали в Северную Африку, Турцию, на Балканы. Большинство мусульман под угрозой изгнания приняли христианство.

(рис.Великий Инквизитор Испании Томас де Торквемада)

ЕВРЕИ В ИСЛАМСКОЙ ИСПАНИИ

Евреи Испании владели многими профессиями. Они были земледельцами и виноградарями, ювелирами и портными, сапожниками и парикмахерами. Среди них были мелкие торговцы и крупные купцы. Испанские евреи занимались и светскими науками: медициной, астрономией, математикой. Многие евреи получали всестороннее образование, часто путешествовали и занимали высокое положение в новом обществе. Многие говорили на нескольких языках. Евреи служили послами и переводчиками, выполняли коммерческие и дипломатические поручения в отдаленных странах. Многие заслужили признание как выдающиеся врачи.

Одним словом, для евреев наступил настоящий золотой век. В стране был открыт ряд еврейских школ. Евреи Кордовы
приняли в свою среду ученых из Вавилонии, привезших с собой копии Талмуда. Учителя из этой далекой страны познакомили испанских евреев с вавилонскими традициями изучения и толкования Закона. Главой новой академии-иешивы в Кордове стал Моше бен Ханох, выдающийся ученый из Вавилонии.

(Старая синагога в Толедо (построена около 1200 года) служила синагогой в течение двухсот лет, пока не превратилась в 1405 году
в церковь Санта Мария ла Бланка. )
Золотой век - это название периода процветания евреев в Испании в средние века (период или эпоха комментариев).
Эта эпоха является важным временным отрезком в духовной жизни евреев, когда процветала поэзия, философия и комментирование священных книг.
Начиная с девятого столетия и заканчивая тринадцатым Испания была пристанищем для евреев, и, призывая евреев, наслаждалась экономическим благосостоянием и культурным процветанием.

С завоеванием Испании христианами

изменилось отношение к евреям и их положение начало ухудшаться.
Евреи подвергались преследованиям: их заставляли креститься, а тех, кто отказывался, сжигали на костре.

Евреев, жертв насильственного крещения в Испании называли "марранами" (видимо, презрительно; ср. со староисп. marrano - "свинья")

Испанская инквизиция, созданная Т.Торквемадой, прославилась особой жестокостью; главным ее объектом стали иудеи (марраны) и мусульмане (мориски).

По официальным данным, в 1481–1808 в Испании на аутодафе (публичная казнь "еретиков") погибло почти 32 тыс. человек; 291,5 тыс. подверглись другим наказаниям (пожизненное заключение, каторга, конфискация имущества, позорный столб).
В 1492 году был объявлен указ об изгнании всех испанских евреев

...описание одним из приходских священников изгнания евреев из Испании
"Они произнесли прощальные молитвы в своих синагогах и на могилах предков, после чего покинули землю, где родились, И старики, и молодые уходили пешком, на телегах, на телегах, верхом на ослах и мулах (...) шли по дорогам и полям, падали и умирали, женщины рожали по дороге, и всем им было очень плохо (...) раввины подбадривали их, уговаривали женщин и детей петь, бить в барабаны и в бубны (...) так они и ушли"
Последние корабли с евреями, которые один хроникер назвал "флотилией скорби", отчалили от берегов Испании 2 августа 1492 года.
А на утро отчалила "флотилия надежды" - три каравеллы адмирала Христофора Колумба, - отправившая на поиски Нового света славы и богатства для королевы Изабеллы и короля Фердинанда.

В дневнике Колумба есть запись и о том, что евреям будет строжайше запрещено селиться в тех странах, которые он откроет и присоединит к Испании

Тысячи еврейских беженцев попали в руки морских пиратов, продавших их работорговцам. Тысячи других умерли от голода и жажды или были убиты африканскими дикарями.
Около восьмидесяти тысяч евреев осели в соседней Португалии, полагаясь на короля Эммануила, оказавшего им покровительство. Но уже через пять лет под нажимом испанской церкви Эммануил тоже издал указ об изгнании евреев в обмен на руку принцессы Изабель, дочери Изабеллы и Фердинанда.
Всем взрослым евреям было приказано покинуть Португалию после того, как у них отобрали детей младше четырнадцати лет и насильно крестили, чтобы воспитать "настоящими христианами".
Когда же осиротевшие родители должны были покинуть эту страшную землю, оказалось, что корабли специально задерживали в гавани до тех пор, пока не истек отведенный евреям срок, и по истечении этого срока их насильно крестили и обратили в рабство.
Малая часть испанских евреев была радушно принята турецким султаном Байязидом, который, узнав об издании королевского эдикта в Испании, сказал: "Испанские короли просто сошли с ума".

Были и такие евреи, которые добрались до Голландии, потом вместе с голландскими колонистами попали в Бразилию, а оттуда двадцать три потомка испанских евреев добрались до острова Манхеттэн и снова открыли Америку. На сей раз для евреев.

Открытие Америки «по-еврейски»
http://www.migdal.ru/times/42/3616/
500-летие открытия Америки скрылось за пределами прошлого столетия, но приближается не менее значимый для ..евреев, повод:

в 2004 году .... отмечалось 350-летие еврейской истории США.

«Все говорят, что Америка прекрасная страна.
Нет для еврея ничего лучшего, как попасть в Америку»

И. Рот. "Иов".

Конечно, можно немного сдвинуть хронологическую планку и повести отсчет от Христофора Колумба, укрепив себя курьезным доводом: рано или поздно
обнаруживается, что многие великие люди — евреи(!!???-:))угу,хм…!)

Но реальные события, заложившие основу истории еврейской общины США, все-таки были связаны с первой, сефардской, волной иммиграции середины 17 в.: из зараженных инквизицией Испании и Португалии на берега Северной Америки вынесло небольшую группу испанских евреев-маранов.

В 1654 г. 23 еврея поселились в Новом Амстердаме — в голландской колонии Америки.

Губернатор Питер Стивесент предпринял попытку выставить «вероломную породу ненавистников и поругателей Христа» из своих владений.
Однако, стараниями еврейских акционеров Нидерландской Вест-Индской компании удалось выправить официальную бумагу, дозволяющую 23 беженцам оставаться в числе жителей Нового Амстердама.

В этом же году управление колонией перешло в руки англичан.
Они даровали поселению новое имя Нью-Йорк, а евреям — большую часть гражданских прав, в том числе и право иметь молитвенные дома. Так была открыта первая страница еврейской истории Северной Америки.

Во второй половине XVIII в. еврейские общины довольно сносно обустроились во всех колониях. В Нью-Йорке, Ньюпорте, Филадельфии, Саванне, Чарльстоне...
Но, их права — гражданские и религиозные — оставались такими же неубедительными, как и прежде. Законодательной соломинкой, послужившей первым мостиком в мир пока еще ограниченных, но все же возможностей, стал Парламентский указ 1740 г. В нем сообщалось, что евреи могут стать гражданами колоний после семи лет проживания, что, по крайней мере, позволяло на равных заняться торговлей. Некоторые в этом деле необычайно преуспели. Об Аароне Лопесе, первом еврее, получившем в Массачусетсе гражданство (1763 г.), говорили, что по размаху коммерции его, наверное, не превосходил ни один коммерсант Америки.
Потомки далеких Кардосо, Натанов, Барухов, Лазарусов, ныне известные и процветающие торговые и банкирские семьи, ведут свое начало от группы сефардских евреев — пионеров Америки.
Не всем, конечно, удавалось найти себя в «серьезном» бизнесе, многие были заняты в более прозаических профессиях: пекли хлеб, выращивали скот, шили одежду, изготавливали мебель...
К середине 18 ст. появляются первые синагоги. Нью-йоркская община «Шеарит Исраэль» уже в 1730 г. имела свою синагогу. В 1763 г. по проекту Питера Харисона была построена синагога в Ньюпорте, названная по имени первого раввина Исаака Туро. Во время Войны за независимость она служила местом заседаний Городского совета и Верховного суда Род-Айленда.

История донесла до нас имена тех, кто сражался на стороне Американской революции: полковника Френсиса Сальвадора, майора Бенджамина Нонеса, адьютанта Джейкоба Франкса. В американской армии воевало свыше 100 евреев-добровольцев. Были и те, кто не видел поля битвы, но роль их в войне невозможно переоценить: Хаим Соломон, польский еврей, оказал множество финансовых услуг и собрал для американского правительства огромную сумму денег; раввин Нью-Йорка Гершом Сейкес, призвал соплеменников не пожалеть своих домов и имущества во имя американской независимости; и многие-многие другие.
Во время Войны за независимость были заложены основы американской демократии. Американская конституция 1787 г. провозгласила, что «никогда не следует требовать принадлежности к какому-либо вероисповеданию, как необходимого условия для занятия какой-либо должности или для исполнения каких-либо общественных обязанностей».

В 1790 г. еврейская община Ньюпорта вручила только что избранному первому президенту Джорджу Вашингтону письмо: «Лишенные ранее личных прав свободных граждан, мы обрели теперь правительство, избранное его величеством народом..., которое опирается на человеколюбие, взаимное доверие и общественный порядок».Дашингтон был глубоко растроган и написал знаменитое письмо «К еврейской общине Ньюпорта», ставшее манифестом религиозной терпимости в США:
«Пусть же дети рода Аврамова, поселившиеся на этой земле, и впредь заслуженно пользуются добрым к ним отношением со стороны других жителей, когда каждый сможет сидеть безопасно под собственной виноградной лозой и смоковницей, и ничто не будет угрожать ему».
Эти слова стали своего рода хартией вольности для всех американских евреев.
В период американской революции количество евреев, проживавших в Америке, не превышало 2,5 тысяч, к 1840 году их число увеличилось до 15 тысяч, а к 1880 г. — до 250 тысяч человек. Такой рост произошел на волне еврейской иммиграции из Германии. Немецкие евреи прибыли как раз перед «золотой лихорадкой» 1849 г., в Калифорнию отправились около 10 тыс. человек в поисках своего еврейского счастья. Многим удалось накопить средства на открытие небольшой лавки, некоторые (а чаще их дети) сумели поставить дело на широкую ногу. Адам Гимбель, начавший

(на фото памятник Колумбу в Нью-Йорке)

лоточником в долине Миссисипи, закончил свою карьеру основателем огромной сети магазинов Гимбеля. Натан Штраус, сын иммигранта, создал знаменитый «Мейсис» — крупнейшую сеть универмагов.
Во время Гражданской войны евреи выдвинулись в качестве банкиров,
подрядчиков, поставщиков обмундирования и амуниции
для армии, и с 1860 г. они становятся значительной силой в американском бизнесе. Банкир Джозеф Зелигман возглавил казначейство страны, а Джейкоб Генри Шиф — крупную финансовую корпорацию. Широкая благотворительность стала основой деятельности многих еврейских организаций.

Представители этой волны иммиграции не обманулись в ожиданиях хорошей и спокойной жизни в США. Но вскоре перед ними встала новая проблема.

В 1880-е годы погромы, как лесные пожары, прошлись по восточно-европейским общинам. (???-?)

После прибытия в страну свыше 2-х миллионов беженцев из Восточной Европы между ними и четвертью миллиона «коренных» успешных американцев возникли естественные противоречия. «Коренные» придерживались реформистского направления иудаизма (хотя было и консервативное направление, связанное с активной деятельностью раввина Исаака Лезера из Филадельфии) и говорили на английском языке, иногда, правда, с немецким акцентом.
Приезжие говорили на идише, были в большинстве ортодоксами или хасидами и очень бедными. Они селились в тесных многоквартирных пяти-восьми этажных домах. Часто лишь одна из комнат имела естественное освещение.

Вот как описывает И. Рот жизнь «новых американцев» в нью-йоркских трущобах: «Клопы длинными, стройными рядами спускались по стенам, маршировали по потолку, с кровожадным коварством дожидаясь наступления сумерек, чтобы броситься на спящих. Блохи выскакивали из черных прорех между дощатыми половицами и забирались в платье, подушки и одеяла.

Ночи были тяжкими и душными. Из открытых окон время от времени доносились отдаленный гул незнакомых поездов, непродолжительное ритмичное громыханье далекого, занятого своими делами мира и смрадные испарения от близлежащих домов, куч мусора и открытой канализации».
Большинство эмигрантов были заняты на швейных фабриках. К 1888 году из 241 швейных фабрик Нью-Йорка 234 оказались в еврейских руках. Здесь впервые была использована так называемая «Бостонская система» — каждый работник производил одну мелкую операцию. Многие занимались столярным и скорняжным делом, изготовлением сигарет.
Эти люди привезли с собой из «черты оседлости» традиции, ставшие впоследствии фундаментом современной американской еврейской культуры. Еврейская община Нью-Йорка состояла преимущественно из русских и восточно-европейских эмигрантов, языком которых был идиш. В Ист-Сайде возникли целые улицы и кварталы, где слышалась только еврейская речь. Газеты на идиш печатались большими тиражами, еврейский театр приобрел такое значение, какого никогда не имел в Варшаве. Дети учились в хедерах и Талмуд-Торах.

Синагоги разной степени ортодоксальности отражали атмосферу общин России, Польши и Румынии.
Постепенно эмигранты становились на ноги, переезжали в Гарлем — в то время фешенебельный квартал зажиточных евреев. Их дети становились адвокатами, врачами, бизнесменами, профессорами. Некоторые активно участвовали в политической жизни страны.
Американская еврейская община стала одной из важных сил на мировой арене 20-го века. В ней выкристаллизовались основные принципы еврейства - благотворительность и взаимопомощь…


Г л о б а л и з а ц и я

http://dialogs.org.ua/issue_full.php?m_id=4534
…..уточнять и толковать модное слово «глобализация» уже нет нужды. Оно пришло на смену термину «империализм»…..
Двигатель глобализации не столь привлекателен – это обыкновенное стремление к наживе. Жадность, отпущенная на волю. Как сказал бы Василий Иванович(Чапаев), просто «контра».
Да, можно вместе с Т.Фридманом говорить, что

глобализация идет со времен изгнания евреев из Испании и открытия ими Нового Света – с 1492 года. …

Однако

новая конкиста

не идет в сравнение с захватом земель в Средние века.
Тогда не существовало огромного массива социальных завоеваний – отмены рабства, осуждения пыток и эксплуатации детского труда, распространения всеобщего избирательного права и защиты прав человека, европейских зарплат, пенсий, социальных учреждений, профсоюзов, экологических стандартов. Государство в те времена гарантировало своим гражданам внешнюю безопасность, а остальное его мало заботило.

Новая транснациональная конкиста

идет по пути ликвидации этого богатства, трактуемого как ненужные «издержки». Зарплаты тают, постоянные работники становятся временными, а производство переводится в те части земного шара, где ртуть можно просто выливать в песок. Для профсоюзных активистов приготовлены заборы с колючей проволокой и натасканные псы. Для национальных правительств, задумавших позаниматься «протекционизмом» – санкции ВТО. Для населения, озабоченного своим выживанием – истерика в масс-медиа: в «тяжелые времена» пора снижать налоги на бизнес, который, мол, и так едва сводит концы с концами. И это несмотря на то, что ТНК плодятся, как тараканы в коммуналке (несмотря на тысячи слияний), а их прибыли взлетают до небес.
------------------------------------------------------
P.S.:
--а вот это- ....."мнение автора(рефератика)-может НЕ совпадать с мнениями источников инфомации для данного реферату....-но для какой-никакой объективности-вставляю...:

.....смысл истории - если вспомнить то, что "забыли" рассказать в школе.... :

Во времена империй и наследственного правления аристократов в странах возник слой очень, очень богатых людей (менял да торговцев), которые власть занять не могли, несмотря на то, что они снабжали деньгами тех же аристократов, которых презирали.

В результате (условно назовём касту) "банкиры" вложились во все самые известные революции нового времени. Оплаченный ими Кромвель (сохранилась его переписка с анстердамским раввином) к 1650му отрезал голову английскомуй королю - мгновенно в страну въехали те, кому с 12 века было запрещено быть на английской земле. Т.к. существовал банк чеканивший монету в Шотландии, поубивали еще и шотландцев. Как только контроль за банком был получен, "народные" войны сразу как-то прекратились. С того времени банкиры сидят там повыше формальной власти.
Через масонские "общества разума" оплачена теми же людишками
Великая Французская революция; Кошен в "малый народ и революция" прекрасно описал процесс спланированного уничтожения страны.
Когда она вышла из-под контроля, банкирские деньги подняли малоизвестного до того офицера Наполеона.

Когда он стал думать, что выше других, и на него нашлась управа. Придя к власти, Наполеон первым делом разрешил создание центрального банка.

К началу 1900х банкирские порученцы работали в Европе сразу против всех еще не захваченных империй - и преуспели после Первой Мировой, тогда умерли сразу ЧЕТЫРЕ из них (турецкая, австро-венгерская, германская и российская).
Если посмотреть на биографии банкирских агентов, поразишься: они работали сразу по многим странам (как Парвус или Троцкий, через которых проходили деньги на революцию)

Суть истории с Россией в том, что

банкиры не успев выиграть, снова проиграли:
Сталин провозгласил построение коммунизма независимой национальной державы "в отдельно взятой стране".

Именно за это его ненавидят как 'амалека', врага нации банкиров, и дают миллиарды, десятки миллиардов на стирание всякой памяти о том, что Россия стала великой державой.

Переход от первой фазы русской революции - банкирско-еврейской - ко второй, национально-независимой, и возрождавшей собственно Российскую Империю, хотя формально и под иной идеологией -- был не сразу понят 'боевыми массами" коммунистов-евреев на западе.
Отсюда шизофрения американских 1950х: "старейшины общины" выработали новую политику войны против СССР, который недотымкавшими рядовыми евреями-коммунистами всё еще считался страной, в которой "победили наши". ........ (?????)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------
и отсюда даже...:))) -:
http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/09/834/13.html….G20 сегодня — это общий переговорный стол главного мирового должника, Соединенных Штатов Америки, с иностранными кредиторами. Причем кредиторы, понятное дело, озабочены здоровьем и состоянием дел своего должника, а тот, напротив, спит и видит, как избавиться от своих кредиторов (и долгов вместе с ними), а до этого светлого часа — под любым предлогом (совместная борьба с кризисом, глобальным потеплением, прилётом инопланетян, ежедневным заходом солнца и т.д.) попытаться забрать у них побольше денег и собственности.

(на фото Памятник Колумбу на почтовой марке РФ,1992г)

Ну, такой вот бессовестный (впрочем, бессовестность еще не означает беспринципность) должник сформировался из некогда работящей и набожной

Америки за последнюю сотню лет, с момента начала работы Федерального резерва (1913). .....П Р И П Л Ы Л И.....


дополню...как попадётся новая интереснвя инфа...

дополняю-близко к теме?новое:от 15.04.10.
Как на самом деле возник кризис. Как все будет происходить дальше. Что делать с деньгами (у кого они есть) и что будет с родиной и с нами :
hghltd.yandex.net/yandbtm
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments